Работа над развитием речи (эссе, отзыв, рецензия)

Эссе

Эссе – (нескл., ср.р., от франц. Essai – буквально «опыт») – это разновидность очерка – научного, исторического, критического, публицистического характера. Однако в отличие от обычного очерка, где в центре внимания находится рассказ о событии или описание героя, в эссе главную роль играет не сам факт, а впечатления и ассоциации, которые он вызывает у автора, раздумья и размышления о жизни, о событиях в науке, искусстве, литературе.

В эссе отражается оригинальный взгляд на предмет, интересные мысли. Для него характерна образная и афористичная речь. В этом прелесть и трудность жанра. Эссе можно назвать прозаическим этюдом, отличающимся свободной, индивидуально-авторской трактовкой темы и отточенностью формы.

Вероятно, можно отнести к эссе тургеневские стихотворения в прозе, лирические отступления в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя, фрагменты из «Героя нашего времени» М.Ю. Лермонтова, где Печорин размышляет над странностями своего характера.

Чаще всего эссе по форме представляет собой рассуждение-размышление. В этом случае в нем активно используются такие речевые приемы, как вопросно-ответная форма изложения, цепь вопросов, именительный представления, параллельный способ связи предложений, ряды однородных членов, расчленение предложения; субъективный характер изложения подчеркивается частым использованием водных слов.

 

Отзыв

Отзыв – речевое произведение,

основанное на выражении эмоционально-

оценочного отношения к прочитанному…

Отзыв – вторичный текст, передающий впечатление пишущего о книге (спектакле, фильме и др.), мнение о сюжете и героях произведения (без детального разбора).

В зависимости от целей, которые ставит перед собой автор отзыва, различаются их виды. Поделиться своими впечатлениями о литературном произведении и обосновать свое мнение о нем можно в письме. Информировать читателя о книге можно в заметке. Повлиять на чувства, мысли, поведения читателей лучше всего можно в том случае, если написать отзыв в виде обращения.

Рецензия

Рецензия (от лат. recensio – рассмотрение, обследование) – письменный разбор, отзыв, содержащий критическую оценку научного, художественного и т.п. произведения, спектакля, концерта, кинофильма, книги.

(Из «Толкового словаря русского языка»)


В рецензии на книжное издание обычно даются его библиографическое описание, краткая информация о содержании, общественной проблематике, стиле произведения, критическая оценка произведения.

Литературный энциклопедический словарь

Рецензия:

  • содержит данные об авторе и его произведении;
  • дает анализ произведения, указывает на его общественную значимость;
  • оценивает речевое произведение, мастерство писателя;
  • представляет собой единство аналитической мысли и глубокой внутренней убежденности критика;
  • сочетает концептуальные и эстетические критерии оценки.

Любой человек, пишущий рецензию, должен придерживаться определенных этических правил:
  • Работа рецензента требует большого труда и серьезной подготовки: необходимо освежить свои знания по теме, вникнуть в суть излагаемого материала, обратить внимание на все стороны сообщения.
  • По ходу чтения рецензенту следует делать краткие замечания, которые помогут восстановить в памяти подробности исходного текста.
  • Проверить все цифры, даты, имена, приведенные автором.
  • Рецензия должна быть деловой, конкретной, доброжелательной. 
  • Неэтично навязывать автору рецензируемой работы свои вкусы. 
  • Мнение рецензента не должно зависеть от личных отношений.
  • Рецензент – не ревизор, получивший задание осуществить внезапную проверку, и не судья, выносящий приговор. В рецензии должна быть выражена позиция её автора. Авторитет рецензента определяется его компетентностью и доброжелательностью. Поэтому категоричность замечаний (если они даже правильны по существу), нежелание выслушать автора – недопустимы.
  • После чтения рецензент должен побеседовать с автором, кратко сообщить ему свой отзыв о сочинении.

     В рецензии обычно дается анализ произведения, высказывается и обосновывается его оценка. Все это требует от автора рецензии хорошего знания предмета, того, о чём он пишет, - литературы, театра, кино. Рецензент не должен подробно пересказывать содержание прочитанного или увиденного, он должен показать рецензируемое произведение так, чтобы читатель понял его тему, идейную направленность, почувствовал характер, их настроение. В рецензии обычно отмечаются художественные особенности произведения (сочинения, спектакля, фильма), особенности его построения, особенности авторского языка.

    В рецензии используют публицистический или научный стиль речи. Это зависит от цели, ради которой пишется рецензия. Если цель рецензирования состоит в том, чтобы привлечь внимание читателей (или зрителей) к произведению, заинтересовать их, то обычно выбирают публицистический стиль. Если же перед рецензентом стоит иная задача – помочь читателю понять книгу или спектакль, помочь автору усовершенствовать сочинение, то рецензия пишется в научном стиле.

По типу речи рецензия, как правило, бывает рассуждением: оценка произведения (тезис) обязательно должна быть аргументирована (доказана) или объяснена.

Рецензия похожа на отзыв и эссе, но отличается от них как по содержанию, так и по форме. Содержание рецензии составляет анализ произведения; содержание отзыва – общая оценка произведения; содержание эссе – впечатления и раздумья его автора, вызванные восприятием произведения.

Более жёсткие требования предъявляются и к форме рецензии: в отличие от отзыва и эссе, она пишется по определенному плану, в ней обычно используется книжная, часто научная речь, сдержанная по тону, лишенная особой экспрессии.

Как строится научная рецензия

Памятка

 

Рецензия строится по определенному плану. В роли опорных конструкций в ней употребляются специальные обороты речи (клише), которые обеспечивают связность и логичность, свойственные научной речи.

Содержание (план) Клише

1.Вступление:

Чему посвящено произведение …посвящено

рассмотрению вопроса…

решению вопроса…

проблеме…

…написано

на актуальную тему

…затрагивается тема (вопрос)


Исходные данные об авторе

Произведения

 

Какова цель автора, Цель автора –

Какие задачи им ставятсяАвтор ставит задачу

Описать…

Обосновать…

Раскрыть…

Уточнить…

2.Центральная часть:

 


Каково основное содержание В центре внимания (находятся)…

произведения;Главные усилия направлены…

основные проблемы… Автор ставит и решает,

по существу, одну задачу…

…отмечает (что?)

…описывает (что?)

…касается (чего?)

…обращает внимание (на что?)

…напоминает (о чём?)

…анализирует (что?)

Что удалось автору Постараемся теперь объяснить…

Далее подчеркнем…

Необходимо остановиться на…

Особо хочется выделить…

Приведем пример…

Наконец, можно еще отметить…

Достоинством…является…

 

Есть ли недостатки; в чем

Они заключаются К сожалению, работа не лишена

недостатков…

К существенным недостаткам,

на наш взгляд, относится …

 

3.Заключение Работа завершается…

В заключение отметим…

Слова-синонимы, которые можно использовать в рецензии:

Рассказывать – описывать, показывать, изображать, рисовать, знакомить с, вводить в.

Понравиться – произвести большое впечатление, глубоко взволновать, привлечь внимание, запомниться, запасть в память.

Интересный – увлекательный, занимательный, занятный, замечательный, любопытный.

Исключительный – необыкновенный, выдающийся, редкий, редкостный, недюжинный, незаурядный.

Выделить – особо отметить, подчеркнуть.