Особенности работы с одарёнными детьми

     Одаренные дети — дети, обнаруживающие особо высокий уровень способностей, общих или специальных.

     Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

     Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

     Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна.

     Талантливым детям свойственны следующие черты: 

  • Сильно развитое чувство справедливости. 
  • Острое восприятие несправедливости. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим. 
  • Не могут четко развести реальность и фантазию. 
  • Хорошее чувство юмора. Талантливые люди обожают игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. 
  • Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». 
  • Преувеличенные страхи, поскольку одаренные дети способны вообразить множество опасных последствий.

Формы работы с одаренными учащимися:

  • групповые занятия с одаренными учащимися;
  • факультативы;
  • конкурсы;
  • участие в олимпиадах;
  • работа по индивидуальным планам;
  • интеллектуальные марафоны и др.

В своей работе на уроках мы используем:

Метод вживания. Позволяет учащимся посредством чувственно- образных и мыслительных представлений «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.
Метод эвристических вопросов. Ответы на семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как?
Метод сравнения. Дает возможность сопоставить версии разных учащихся.
Метод конструирования понятий. Способствует созданию коллективного творческого продукта - совместно сформулированного определения понятия.
Метод путешествия в будущее. Эффективен в любой общеобразовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования.
Метод ошибок. Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Отыскивание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность учащихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний.
Метод придумывания. Позволяет создать не известный ранее ученикам продукт в результате определенных творческих действий.
Метод «если бы…». Помогает детям нарисовать картину или составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира.