Как подготовить ученика к олимпиаде

    Предметные олимпиады являются действенным способом не только выявления, но и развития детской одаренности. Подобные творческие соревнования учащихся позволяют увидеть наиболее способных в области литературы и лингвистики. Подготовка детей к олимпиаде пробуждает интерес к научному изучению русского языка и развитию творческих способностей учащихся.

    Начальный этап – олимпиады на уровне класса и школы – позволяет привлечь к выполнению нестандартных, творческих заданий наибольшее количество учащихся с признаками одаренности, явной или скрытой.

    Цель участия в олимпиаде на школьном уровне – необязательно победа. Участие в школьной олимпиаде предполагает личностное развитие.

    Олимпиада – не экзамен, поэтому в олимпиадные задания, кроме программного материала, надо включать вопросы для расширения кругозора учащихся.

    Готовя детей к олимпиаде по русскому языку, необходимо опираться на языковое чутье и смекалку школьника. Подготовка детей к олимпиаде предполагает серьезную, планомерную работу по совершенствованию всех видов компетенции в области языка: лингвистической, культурологической, коммуникативной.

    Язык не существует отдельно от истории и культуры русского народа. Поэтому целесообразно познакомить учащихся с основами знаний в области истории языка и культуры русского народа.

     Необходимо уделить внимание творчеству учащихся и их умению создавать собственные высказывания различных стилей и жанров, в том числе соответствующих реалиям современной жизни.

    Теперь рассмотрим вопрос о том, что обычно включается в олимпиадные задания.

  • Постановка знаков препинания в тексте.

  • Комплексный анализ текста (тема и идея, тип и стиль речи, анализ языковых средств и их роль в тексте).

  • Задания по расстановке ударения в словах, по разбору слов по составу (современному и историческому), по подбору синонимов, по выбору правильно построенных предложений и другие задания.

    Кроме того, необходимо изучить орфоэпические нормы. Как известно, ударение в русском языке подвижное. Нормы ударения не постоянные, они могут изменяться. Почему важно правильно ставить ударение? Неправильно поставленное ударение оскорбляет слух грамотного человека.

    Свёкла, простыня, звонят звучат привычнее, чем свекла, простыня, звонят. Хотя в последнее время появилось много статей по поводу произношения слова звонят. Опрос показывает, что молодежь чаще произносит звонят. Некоторые языковеды склоняются к тому, чтобы признать именно эту норму произношения.

     При переходе слов из одного языка в другой ударение может как изменяться, так и не изменяться. Французские слова клише, бисквит, апломб, эскимо, салют, дебют сохранили ударение на последнем слоге. А вот французское слово профиль в русском языке звучит как профиль. Английское слово джерси в русском языке звучит как джерси.

     В 30-е годы XX века словари признавали двоякое произношение слова револьвер и револьвер, в XXI веке только одно ударение (револьвер) верное. Таких примеров можно приводить много. Они рассматриваются с учащимися при подготовке к олимпиаде и вызывают интерес.

    К заданиям по комплексному анализу текста мы готовим детей как на уроках, так и во внеурочное время. Эта работа требует большого внимания. Особенно когда речь идет об изобразительно-выразительных средствах языка и их распознавании в тексте. Учащиеся легко усваивают такие понятия, как оксюморон, литота, градация, окказионализмы и другие.

    При подготовке к олимпиаде необходимо обратить внимание на морфемный разбор слов. Здесь надо отработать как можно больше вариантов этимологического(исторического) и современного разбора слов. Приведу два примера. В слове застрять современный разбор требует выделить корень «застр-», суффикс «-я-» и суффикс «-ть». Для этимологического членения слова мы выделяем приставку «за-», корень «-стр-» и два суффикса. В слове придирчивый при современном разборе мы выделям корень «придир-», суффикс «-чив-» и окончание «-ый». Этимологически мы выделяем в этом слове приставку «при-», корень «-дир-», суффикс «-чив-» и окончание «-ый».

     Как известно, олимпиадные задания включают обширный материал по фразеологии. Поэтому много времени отводится на тренировку по данному разделу. Здесь изучается история рождения фразеологизмов и их лексическое значение. Учащиеся быстро запоминают выражение о человеке, который совершенно в чем-то не разбирается: «Он как свинья в апельсинах». Детям кажется устаревшим такой фразеологизм, как «стричь купоны».Думается, именно сейчас есть люди, живущие на доходы от имущества, земли или своего капитала.

    Основательно повторяем к олимпиаде раздел «Синтаксис» и тренируемся в синтаксическом разборе и составлении схем довольно сложных по конструкции предложений.

    Достаточно отводим времени на раздел «Морфология» и морфологический разбор частей речи.

    Обязательно знакомимся с разными видами словарей и известными лингвистами.

     Безусловно, я не осветила каждый раздел, по которому идет подготовка к олимпиаде. Важно помнить, что ученик не сможет выступить успешно, если имеет недостаточно знаний по истории, обществознанию, краеведению и другим предметам. Поэтому я поддерживаю связь с коллегами и очень благодарна им за ту помощь, которую они оказывают мне при подготовке учащихся к олимпиаде.

    Не менее интенсивно идет подготовка детей к олимпиаде по литературе. На мой взгляд, здесь важно выбрать того ученика, который с интересом относится к чтению книг не только по программе, но и сверх нее.

     Подготовка к олимпиаде по литературе достаточно объемная. Надо начинать с теории литературы. Отработать роды и жанры. Углубить знания по теме и идее произведения. Полезно дать лекционный материал по следующим темам: «Стиль писателя», «Источник языка писателя», «Мировоззрение писателя», «Образ рассказчика, повествователя», «Характер творчества писателя».

    Познакомить учащиеся с планом анализа лирических и прозаических произведений. Несколько занятий посвятить работе над изобразительно-выразительными средствами языка. Обязательно подробно познакомить с основными направлениями в литературе: реализм, классицизм, сентиментализм, модернизм, постмодернизм и т.д.